Торговля углем меняет форму: тревожные симптомы чувствуют Россия, Азия и весь мир

Источник: https://ftimes.ru

Мировая торговля углем, который является самым «грязным» видом топлива, меняет форму. В частности, это связано с тем, что с 22 августа вступит в силу запрет стран Евросоюза на импорт угля из России. Маршруты доставки угля будут меняться, и это повлечет дополнительные проблемы и сложности.

  • Россия в центре проблемы
  • Пришла эпоха перемен
  • Особенности новой торговли
  • Влияние Китая и Индии

Россия в центре проблемы

Информационный сайт Nikkei Asia опубликовал большой аналитический материал «Российские санкции грозят сделать уголь грязнее и дороже».

Издание отмечает, что на данный момент РФ занимает первую строчку в списке экспортеров угля в страны Евросоюза.

«По данным Международного энергетического агентства, Россия является крупнейшим поставщиком угля в Европу, ежегодно экспортируя около 63 миллионов тонн», – пишет сайт Nikkei Asia.

Он отмечает, что с тех пор, как Россия начала специальную военную операцию на Украине, страны Запада и G7 делали всё возможное, чтобы сократить энергетическую зависимость от России, которая является третьим в мире экспортером угля – после Индонезии и Австралии.

Пришла эпоха перемен

Настала пора, когда глобальная торговля углем под влиянием внешних обстоятельств будет вынуждена поменять свою форму. В центре этих серьезных изменений – снова Россия.

«Углю, газу и нефти отдают предпочтение из-за стабильности, которую они якобы обеспечивают по сравнению с возобновляемыми источниками энергии. Однако, как показывает российско-украинский конфликт, ископаемое топливо на самом деле очень подвержено перебоям в поставках», – отметил Масако Кониси, эксперт-директор некоммерческой экологической организации WWF Japan.

Пока у Европы с РФ работают действующие контракты по углю. Страны ЕС за первое полугодие вырастили объем импорта российского угля, стремясь максимально заполнить хранилища до того, как антироссийские санкции вступят в силу. Однако, Европе рано или поздно придется искать поставщика для более чем 40% угля, которые нужно будет закрывать после разрыва отношений с Россией.

Сфера торговли углем сегодня уже переживает заметные изменения. И прежде всего, меняются торговые потоки, связывающие разные страны.

«В Японии импорт угля из России в мае сократился на 43%, при этом увеличился импорт угля из других поставщиков, включая Австралию, Канаду и Индонезию. В апреле Токио объявил о поэтапном отказе от импорта угля из России, на долю которого приходилось 11% от общего объема в 2021 году. В то время как доставка угля из России в Японию занимает три дня, из Индонезии — 10 дней», – пишет интернет-издание.

По прогнозам экспертов, российский уголь, объемы которого высвободятся после отказа Европы, будет переориентирован на другие рынки. Он станет поставляться, скорее всего, в страны Северной Африки и Турцию. А они, соответственно, будут закупать всё меньше угля в США и Южной Америке. В свою очередь, Европа будет закупать больше угля в США, Южной Америке и Южной Африке.

Особенности новой торговли

Страны с развитой экономикой, нуждающиеся в больших объемах угля, теперь будут вынуждены закупать его у отдаленных поставщиков. Соответственно, процесс транспортировки будет занимать еще больше времени, потому что маршруты будут удлиняться, независимо от того, поедет уголь по морю или по суше.

«Само собой разумеется, что транспортировка угля на всё большие и большие расстояния влечет за собой более высокие затраты на углерод, а это означает, что то, что уже является очень углеродоемким источником энергии, становится еще более углеродоемким», – комментирует Дэниел Рид, участник кампании по климату и энергетике в Greenpeace Japan.

Участники рынка говорят о том, что этот «грязный» материал будет таким образом становиться еще более грязным.

«Разница между рынком сегодня и рынком после будет заключаться в том, что рынок будет менее эффективным. Поэтому, как правило, будут более длинные грузовые перевозки, и, следовательно, стоимость доставки будет в среднем выше, и это будет способствовать дальнейшему росту цен, чем они были бы обычно», – говорит Робин Гриффин, вице-президент Wood Mackenzie.

Влияние Китая и Индии

Крупнейшими потребителями угля в мире являются Китай и Индия. От того, как они себя поведут, будут зависеть и цены на угольном рынке. В 2021 году в обеих странах случился энергетический кризис. Памятуя об этом, они сейчас бросили все силы на прирост внутреннего производства угля.

«В Индии добыча государственной Coal India, на долю которой приходится 80% внутреннего производства, в июне составила около 51 млн тонн, что на 29% больше, чем в том же месяце прошлого года, и является самым высоким уровнем производства за июнь. В этом году компания планирует открыть одну из крупнейших в стране угольных шахт», – сообщает Nikkei Asia.

В апреле в Китае тоже произошли некоторые изменения: правительство увеличило производственные мощности по добыче угля более чем на 300 млн тонн, и в 2022 году страна произведет уже на 7% больше угля, чесм в 2021-м.

Кроме того, обе страны думают об экологии: Китай старается достичь пика выбросов углекислого газа до 2030 года, Индия планирует прийти к нулевому уровню к 2070 году. Наращивание объемов производства в этих двух азиатских странах ставит под угрозу озвученные цели.

«Если Индия и Китай увеличат импорт российского угля, спрос выровняется, а нынешние высокие цены снизятся», – убежден Нобуюки Куниёси, аналитик по углю из Japan Oil, Gas and Metals National Corp. (Jogmec).

При этом, эксперты отмечают, что, возможно, России придется продавать уголь на два крупнейших азиатских рынка с большой скидкой – так же, как это было сделано в апреле-мае с нефтью, от которой отказалась Европа. Скидка на российский уголь необходима для того, чтобы компенсировать транспортные расходы, поскольку доставка в Индию и Китай через черное море составляет от 70 до 120 долларов за тонну.

Гриффин указал, что России пришлось бы продавать свой уголь с «огромной» скидкой, если бы она хотела продавать больше в Индию и Китай, учитывая, что доставка его через Черное море в две страны влечет за собой транспортные расходы в размере от 70 до 120 долларов за тонну.